Приказом Росприроднадзора от 03.05.2018 N 139 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 сентября 2017 г. N 447" утверждены формы трех новых проверочных листов, которые будут применяться при осуществлении федерального государственного экологического надзора
Речь идет о формах проверочных листов (списков контрольных вопросов), подлежащих применению при осуществлении федерального государственного экологического надзора на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ.
Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в соответствующий проверочный лист.
Кроме этого, уточнены некоторые вопросы в действующих формах проверочных листов, применяемых:
- в ходе плановых проверок, проводимых в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
- при осуществлении государственного земельного надзора;
- при осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха.
Приказом Минтранса России от 03.05.2018 N 170 "О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. N 15" оптимизирован режим труда и отдыха водителей автомобилей.
Изменениями, внесенными в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, установлено, что при суммированном учете рабочего времени и увеличении времени управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) до 10 часов (не более двух раз в неделю) суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд - 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).
Предусмотрено, что действие указанного Положения не распространяется на пожарные и аварийно-спасательные автомобили.
На вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов и оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, распространена норма о возможности увеличения продолжительности ежедневной работы (смены) до 12 часов (в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов).
Изменен порядок регистрации граждан по месту пребывания или жительства на время проведения в России чемпионата мира по футболу
Указом Президента РФ от 12.05.2018 № 214 внесены изменения в Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года».
Так, на территориях городов, где пройдут спортивные мероприятия в рамках ЧМ, граждане России, прибывшие для временного проживания или изменившие место жительства (за исключением некоторых ограничений, к примеру, в случае переезда на новое место жительства в пределах одного субъекта РФ) обязаны зарегистрироваться.
Сделать это надлежит не позднее трех дней со дня прибытия. Для этого необходимо обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с учета либо в территориальные органы МВД РФ, с заявлением, составленным по установленной форме, и представить предусмотренные законодательством документы. При этом направление заявления и указанных документов почтой или в электронной форме через Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, не допускается.
После получения заявления ответственное лицо не позднее одного дня, следующего за днем обращения гражданина, обязано передать заявление и документы в территориальный орган МВД России.
Для постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших для временного пребывания, принимающая сторона либо в определенных случаях непосредственно сами граждане в течение трех дней со дня прибытия в место пребывания обязаны представить в соответствующий территориальный орган МВД России или МФЦ документы, предусмотренные законодательством.
Уведомление о прибытии иностранного гражданина в гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, детский оздоровительный лагерь, на туристскую базу, в кемпинг, медорганизацию или организацию соцобслуживания, оказывающие медпомощь или соцуслуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, осуществляется в течение одного дня, следующего за днем его прибытия в порядке, установленном законодательством РФ.
Перечисленные требования не распространяются на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся участниками чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций, а также на представителей FIFA, дочерних организаций FIFA, конфедераций и национальных футбольных ассоциаций, включенных в списки FIFA.
Указ вступил в силу со дня его подписания.
Извещение о ДТП без сотрудников полиции
Указанием Банка России от 16 апреля 2018 г. N 4775-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" скорректированы правила ОСАГО. Это связано с поправками, внесенными в декабре 2017 г. в ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" №40-ФЗ.
Поскольку при оформлении документов о ДТП без участия сотрудников полиции размер страхового возмещения, полагающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его ТС, увеличен до 100 тысяч рублей.
Данное изменение решено отразить в бланке извещения о ДТП, теперь в нем также должны указываться сведения об отсутствии у участников ДТП разногласий относительно его обстоятельств.
Приведен перечень конкретных случаев, при наличии которых документы о ДТП без сотрудников полиции не оформляются, в частности, при наличии непосредственно разногласий, отказ от подписания извещения одним из участников ДТП, превышение размера предполагаемого ущерба по предварительной оценке участника ДТП над суммой, в пределах которой страховщик осуществляет страховое возмещение в таких случаях.
Стоит отменить, что при оформлении документов без сотрудников полиции дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного имуществу потерпевшего, ограничены предельным размером страхового возмещения.
Указание вступило в силу с 01.06.2018.
Внесены изменения в законодательство о мерах государственной поддержки семей, имеющих детей
В 2018 году материнский (семейный) капитал претерпел ряд существенных изменений, вместе с тем сама суть программы остается неизменной.
Во-первых, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2017 № 432-ФЗ, действие программы, завершение которой было запланировано на 31 декабря 2018 года, продлевается еще на несколько лет - до 2021 года включительно, с правом использования сертификата, в том числе до достижения ребенком 3 лет, на его содержание в яслях или детском саду.
Во-вторых, Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» вводится принципиально новая мера поддержки российских семей - ежемесячные выплаты из материнского капитала наличными при рождении второго ребенка в размере детского прожиточного минимума. Выплачиваться новое пособие будет до достижения ребенком 1.5 лет. Новые выплаты полагаются, если родителей ребенка и сам ребенок являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на ее территории. Среднедушевой доход семьи за 12 месяцев не должен превышать 1.5-кратный размер прожиточного минимума в регионе.
В остальном для родителей двух детей и более сохраняются те же условия, на которых программа материнского капитала действовала ранее. Государственные сертификаты будут выдаваться однократно при рождении (усыновлении) второго или последующего ребенка, их размер по-прежнему составит 453026 рублей.
Проведение основных работ за счет средств материнского капитала по строительству (реконструкции) жилого помещения необходимо подтвердить актом освидетельствования
Согласно постановлению Правительства РФ от 18.08.2011 №686 "Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала" средствами материнского капитала можно воспользоваться, в том числе при строительстве (реконструкции) жилых домов (помещений). Часть таких средств предоставляется обладателю сертификата на основании его заявления при условии, в частности, получения разрешения на строительство.
Оставшаяся часть может быть использована на те же цели при представлении акта освидетельствования, выданного органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство. Акт выдается по результатам осмотра объекта строительства (реконструкции).
Актом подтверждается проведение основных работ по строительству (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения (учетной нормой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления).
В выдаче такого акта может быть отказано, если, например, работы выполнены не в полном объеме, или будет установлено, что общая площадь жилого помещения не увеличивается или увеличивается менее чем на учетную норму.
Решение об отказе в выдаче акта может быть обжаловано в суде.
С 1 января 2018 года не облагаются НДФЛ суммы ежемесячной выплаты семьям, имеющим детей
Федеральным законом от 23.04.2018 №88-ФЗ внесены изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" введены дополнительные меры государственной поддержки малообеспеченных семей. Данный Федеральный закон устанавливает основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
В связи с этим в статью 217 НК РФ внесено изменение, предусматривающее включение в перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.
Следует отметить, что положения закона распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.
Сотрудники ГИБДД не вправе требовать от водителя предъявления светоотражающего жилета при проверке документов
С 18 марта 2018 года у водителей появилась обязанность в определенных случаях надевать светоотражающую одежду. Так, согласно п. 2.3.4 ПДД, вступившему в силу с указанной даты, водитель обязан в случае вынужденной остановки транспортного средства или ДТП вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала. Такие куртка, жилет, жилет-накидка должны соответствовать требованиям ГОСТа 12.4.281-2014 (письмо МВД России от 25 апреля 2018 г. № 3/187705310471).
В отношении данной обязанности следует разъяснить, что сотрудники дорожно-патрульной службы не вправе требовать от водителя автомобиля предъявления жилета или куртки с полосами светоотражающего материала при проверке документов или при осуществлении других административных процедур.
Административная ответственность за их отсутствие в транспортном средстве или на водителе законодательством не предусмотрена.
Как получить разрешение на добычу охотничьих ресурсов?
Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов регламентирован Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказом Минприроды России от 29.08.2014 № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц».
Для получения разрешения заинтересованное лицо может обратиться в отраслевой орган исполнительной власти Смоленской области, осуществляющий переданные полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также к охотпользователям, имеющим закрепленные охотничьи угодья, с заявлением и документами, подтверждающими уплату государственной пошлины за выдачу разрешения.
Указанные документы могут быть представлены лично, по почте заказным письмом с уведомлением, в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также с использованием многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
В магазинах отказываются принимать банкноты нового образца номиналом 200 и 2 000 рублей, законно ли это?
Отказ в приеме банкнот нового образца незаконен и влечет административную ответственность. В соответствии с п. 1 ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
При этом согласно ст. 16.1 Федерального закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров, работ и услуг путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
12.10.2017 Центральный банк Российской Федерации ввел в обращение банкноты нового образца номиналом 200 и 2 000 рублей.
Отказ продавца принять обладающие всеми признаками платежеспособности банкноты нового образца рассматривается как нарушение, которое влечет за собой административную ответственность, предусмотренную статьей 14.8 КоАП РФ, влекущей наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В случае отказа в приеме банкнот нового образца необходимо обратиться в территориальный отдел Роспотребнадзора.
Кто может обращаться за пособиями на детей?
Действие Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" распространяется на:
- граждан России, проживающих на территории РФ;
- граждан России, проходящих военную службу на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;
- постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;
Постоянно проживающим на территории РФ считается лицо, получившее вид на жительство. Требование наличия вида на жительство не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, проживавших на территории РФ на законных основаниях по состоянию на 31 декабря 2006 года.
- временно проживающих на территории РФ и подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.
Действие Закона о государственных пособиях не распространяется на:
- граждан РФ (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;
- граждан РФ (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты:
- пособия по беременности и родам;
- единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
- единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- граждан РФ, выехавших на постоянное место жительства за пределы РФ.
Иные категории лиц, проживающих на территории РФ, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством РФ.
Для каждого пособия определены также дополнительные условия его получения.
Уточнены требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2018 № 107 уточнены требования по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта.
В частности, предусмотрено, что паспорт безопасности объекта спорта составляется в 2 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности и территориального органа Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по месту нахождения объекта спорта и утверждается ответственным лицом.
Установлено, что антитеррористическая защищенность объектов спорта обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта спорта и иных документах объекта спорта, в том числе в служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитеррористической защищенности, что достигается посредством:
определения должностных лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта спорта и иных документов объекта спорта, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитеррористической защищенности;
определения должностных лиц, имеющих право использования паспорта безопасности объекта спорта и иных документов объекта спорта, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитеррористической защищенности.
Кроме того, уточнено, что форма паспорта безопасности объектов спорта подлежит согласованию с руководителем территориального органа Росгвардии или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, а не с руководителем территориального органа МВД России.
Что нужно знать пенсионерам, чтобы не стать жертвой мошенников
Мошенничество - то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием - одна из самых распространённых на сегодняшний день форм имущественных преступлений.
Пенсионеры - наиболее доверчивая и уязвимая категория граждан, и поэтому именно они составляют большую часть жертв мошенников. При этом преступники не только совершенствуют методы своей работы, но и следят за обстановкой в стране, стараясь актуализировать придуманные легенды.
К примеру, могут предложить обменять старые деньги на новые, приобрести товары по заниженной стоимости, лекарства, получить компенсационные выплаты с предварительной оплатой их части.
Нередко злоумышленники сообщают по телефону что родственник, друг или знакомый попал в беду либо задержан сотрудниками правоохранительных органов, и в этой связи необходимо в срочном порядке перечислить или передать денежные средства, либо, представляясь сотрудниками банка, предлагают обеспечить безопасность денежных средств и узнают у доверчивых граждан контрольную информацию кредитной карты.
Лже-целители и экстрасенсы также пользуются наивностью пенсионеров, запугивая их болезнями родных и близких, фактически вынуждают их проводить обряды и приобретать различные обереги. Не редко под предлогом государственных коммунальных служб пенсионерам в агрессивной форме навязывают установку оборудования, счетчиков, пластиковых окон.
Такие действия подпадают под признаки преступления, предусмотренного статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации - мошенничество, и в зависимости от причинного ущерба квалифицируются по соответствующим частям этой статьи.
С целью не стать жертвой мошенников необходимо проявлять бдительность! При обращении посторонних лиц с «выгодным» предложением необходимо проверять указанные ими сведения, исключить общение с неизвестными людьми, представляющихся, к примеру, соцработниками или сотрудниками пенсионного фонда, не удостоверившись в их личности.
В случае совершения в отношении Вас мошеннических действий, необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.
Изменения в законодательстве об исполнительном производстве
Федеральным законом от 23.04.2018 № 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" урегулирован порядок удаления из сети «Интернет» информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
Так, глава 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» дополнена ст. 109.4, регламентирующей порядок исполнения содержащегося в исполнительном документе требования об удалении информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
Согласно вступившим в действие с 23.04.2018 положениям указанной статьи в случае, если должник в течение установленного срока не исполнил добровольно содержащееся в исполнительном документе требование об удалении такой информации, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.
В течение одного рабочего дня с момента вынесения постановления об ограничении доступа судебный пристав направляет его в Роскомнадзор. Постановление судебного пристава об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» является основанием для включения источника, на котором размещены такие сведения, в реестр запрещенных сайтов.
О налоговых вычетах для семей, имеющих детей
Налогоплательщикам, на обеспечении которых находятся дети (родителям или супругам родителей, усыновителям, опекунам или попечителям, приемным родителям и супругам приемных родителей), предоставляется стандартный налоговый вычет.
Невыплата алиментов, предусмотренных соглашением об уплате алиментов, или алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, означает, что ребенок не находится на обеспечении такого родителя.
Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Вычет для родителя, супруга родителя или усыновителя установлен в размере:
- 1 400 руб. - на первого ребенка;
- 1 400 руб. - на второго ребенка;
- 3 000 руб. - на третьего и каждого последующего ребенка;
- 12 000 руб. - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Этот налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода по ставке 13% налоговым агентом, представляющим этот стандартный налоговый вычет, превысил 350 000 руб. Начиная с этого месяца, этот налоговый вычет не применяется.
В случае произведения затрат на обучение детей налогоплательщика или его братьев и сестер (родителям, а также братьям и сестрам - за детей в возрасте до 24 лет, опекунам или попечителям - за обучение подопечных в возрасте до 18 лет), предоставляются образовательные налоговые вычеты. Они предоставляются в размере фактически произведенных расходов за обучение, но не более 50 000 руб. за каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Кроме того, семьи имеют право на получение и медицинских налоговых вычетов. Они предоставляются в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, предоставленные ему, его супругу (супруге), родителям и (или) его детям (в том числе усыновленным и подопечным) в возрасте до 18 лет медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ.
Ответственность за склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ
Уголовное наказание за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрено ст. 230 УК РФ.
Под склонением к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов следует понимать любые умышленные действия, направленные на возбуждение у других лиц желания к их потреблению (уговоры, предложения, дача совета и тому подобное).
Являясь разновидностью распространения наркотических средств или психотропных веществ, склонение к их потреблению представляет собой повышенную общественную опасность, поскольку таким образом осуществляется расширенное воспроизводство контингента наркоманов, особенно из числа несовершеннолетних и молодых людей.
Под уголовно-наказуемое деяние попадают действия направленные на возбуждение у другого лица желания потребить наркотики, психотропные вещества или их аналоги путем предложения, дачи совета, просьбы, уговора, обмана, высказываний, восхваляющих ощущения, вызываемые введением наркотиков в организм, и тому подобное, а также действия направленные на принуждение другого лица к потреблению наркотиков путем угроз или применения насилия.
Поскольку склонение другого лица к такому потреблению может привести его к наркомании, даже единичный случай совершения подобных действий является преступлением. Преступление считается совершенным с момента воздействия на лицо с целью побудить его к потреблению наркотических средств или психотропных веществ независимо от того, приобщилось ли склоняемое лицо к потреблению данных средств или веществ или отказалось от этого либо это удалось предотвратить.
Потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов означает их прием вовнутрь в виде таблеток (кодеин, барбамил), порошка (сухой морфий, опий), путем инъекций (морфин, промедол), вдыхания порошка через нос (кокаин), курения (гашиш), жевания растений (листья коки), употребления настоя (например, маковой соломки) и прочее.
Наказания за совершение настоящего преступления наступает с16-летнего возраста. При склонении заведомо несовершеннолетнего наказание предусмотрено с 18 лет.
За совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 230 УК РФ, предусмотрена ответственность в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок от трех до пяти лет.
То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) утратил силу; в) в отношении двух или более лиц; г) с применением насилия или с угрозой его применения, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового (ч. 1 ст. 230 УК РФ).
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они: а) совершены в отношении несовершеннолетнего; б) повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
При этом необходимо отметить, что действие ст. 230 УК РФ не распространяется на случаи пропаганды применения в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний соответствующих инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и органами внутренних дел.
Последствия пропаганды наркотических средств и психотропных веществ
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 46 Федерального закона РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», пропаганда наркотических средств, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств запрещается.
КоАП РФ установлена ответственность за совершение указанных действий.
Так, ст. 6.13 КоАП РФ предусмотрено, что пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, используемого для ее изготовления; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от сорока тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное
приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.
Вышеизложенное относится также и к пропаганде психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Нахождение родителя в медицинском учреждении совместно с ребенком
Статья 51 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предоставляет родителю, иному члену семьи или иному законному представителю право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка.
При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.
Владельцы прилегающей к лесу земли обязаны обеспечить её очистку от сухой травы
В течении последних лет федеральным законодателем проведена значительная законотворческая работа, направленная на профилактику и борьбу с лесными пожарами.
Федеральный закон от 23.06.2016 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений» внес в законодательство в области охраны лесов от пожаров изменения, направленные на повышение ответственности всех участников лесных отношений, включая граждан.
Круг лиц, ответственных за состояние прилегающих к лесу земель, максимально расширен. В перечень вошли органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также собственники земель.
Одновременно (постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2016 № 807) скорректированы Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, и Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства России от 30.06.2007 № 417.
Согласно указанным документам, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти и местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 99).
К примеру, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил безопасности в лесах путем осуществления действий по выжиганию хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей (часть 2 статьи 8.32 КоАП РФ).
Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за экологические преступления, в том числе за незаконную рубку лесных насаждений (статья 260), уничтожение или повреждение лесных насаждений (статья 261), санкции данных статей предусматривают наказание, в том числе в виде лишения свободы (максимальный срок до 10 лет).
Для усиления борьбы с терроризмом расширен перечень преступлений, при совершении которых невозможно предоставление отсрочки
Статьей 398 УПК Российской Федерации предусмотрена возможность отсрочки исполнения обвинительного приговора в отношении беременной женщины, женщины, имеющей малолетних детей, а также мужчины, являющегося единственным родителем, до достижения ребенком возраста четырнадцати лет.
Согласно ранее действовавшей редакции закона, указанной категории осужденных отсрочка не могла быть предоставлена в случае осуждения их за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, а также осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности.
В целях усиления борьбы с терроризмом Федеральным законом от 19.02.2018 № 31-ФЗ в ст. 398 УПК РФ внесены изменения, согласно которым расширен перечень преступлений, при совершении которых невозможно предоставление отсрочки указанной категории осужденных.
Теперь не смогут рассчитывать на отсрочку осужденные к лишению свободы за терроризм, содействие террористической деятельности, публичные призывы, пропаганду или оправдание терроризма, прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организацию террористического сообщества и участие в нем, захват заложника, угон воздушного, водного, железнодорожного транспорта, сопряженного с террористическим актом, акты международного терроризма.
Роспотребнадзор вправе проводить контрольные закупки
Президентом РФ подписан Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. № 81-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора будут осуществляться контрольные закупки.
Начиная с 29 апреля 2018 года их начнет проводить Роспотребнадзор.
Контрольная закупка продукции, проводимая при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, может быть проведена органом государственного контроля (надзора) незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры. В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки
2019 год
Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
На основании Федерального закона РФ от 30.12.2004 № 14-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ) на базе Единой информационной системы жилищного строительства с 1 июля 2019 года создан Единый реестр проблемных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.3 Закона № 214-ФЗ единая информационная система жилищного строительства - система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, связанной с жилищным строительством.
В соответствии с законодательством застройщики обязаны размещать в Единой информационной системе жилищного строительства актуальную информацию об объектах строительства. Актуализация данных в Едином реестре проблемных объектов происходит автоматически, информация обновляется на ежедневной основе.
Сведения, содержащиеся в едином реестре проблемных объектов, являются открытыми, общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время на официальном сайте Единой информационной системы жилищного строительства https://наш.дом.рф содержатся актуальные сведения о строящихся с привлечением средств граждан объектах строительства, а также о «проблемных» объектах.
05.07.2019
Последствия ненадлежащего оформления трудовых отношений
Статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 68 Трудового кодекса Российской Федерации прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.
Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса РФ).
Наиболее распространенными формами неформальных трудовых отношений являются подмена трудовых отношений договорами гражданско -правового характера и осуществление трудовой деятельности без официального оформления. Неформальные отношения приводят к нарушению трудовых прав работников.
При нарушении трудовых прав всегда необходимо обращаться в государственную инспекцию труда и органы прокуратуры.
Кроме того, юридическая ответственность за привлечение к работе без оформления трудового договора определяется нормами законодательства об административных правонарушениях (статья 5.27. КоАП РФ).
19.07.2019
Требования к содержанию автомобильных дорог в зимнее время года
В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 3 ст. 15 этого закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
П. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденному приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, срок устранения снега на улицах и дорогах местного значения (кроме парковых), главных улицах и улицах в жилой застройке составляет не более 6 часов.
Срок устранения зимней скользкости - не более 5 часов. Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения, а зимней скользкости - с момента ее обнаружения.
Непринятие мер по организации надлежащего содержания автомобильных дорог образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ - несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении.
Санкцией данной статьи предусмотрено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
25.10.2019
Размер выходного пособия при увольнении не зависит от даты увольнения
Часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Из буквального смысла данной нормы следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в ней основаниям, наряду с оплатой труда (расчетом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.
По своей правовой природе выходное пособие, как и сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, является гарантийной выплатой. Ее целевым назначением является обеспечение уволенному работнику на период трудоустройства материальной поддержки, сопоставимой с тем заработком, который он получал в период трудовой деятельности.
Размер данной выплаты зависит от ранее полученных работником в качестве оплаты его труда денежных сумм; она призвана обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.
Случаи, когда размер выходного пособия работодатель рассчитывает в зависимости от числа фактически отработанных дней в месяце, в котором произошло увольнение - неправомерно.
Данную позицию подтвердил Конституционный Суд РФ (Постановление №34-П от 13.11.2019), где разъяснено, что выходное пособие - одна из гарантий конституционного права на труд. Независимо от способа подсчета среднего месячного заработка и даты увольнения оно не должно быть меньше зарплаты. Пособие - не оплата какого-то периода, а материальная поддержка уволенному. Зарплата работников, продолжающих трудиться, не снижается в зависимости от праздничных дней. Следовательно, и увольняемых работников нельзя ставить в худшее по сравнению с ними положение.
22.11.2019
О праве граждан на обращение в органы власти
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемым правом человека и гражданина в Российской Федерации.
Основное место среди нормативных актов федерального уровня занимает Федеральный Закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, в том числе и органами прокуратуры.
Указанный порядок распространяется на все обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в ином порядке, установленном федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами.
Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Кроме того, граждане имеют право:
1) представлять дополнительные документы и материалы;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Помимо прав, Федеральным законом 59-ФЗ установлены обязанности граждан при направлении обращений.
Гражданин в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Обращение может быть направлено в форме электронного документа. В этом случае гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Федеральный закон устанавливает сроки регистрации и рассмотрения обращения:
- обращение должно быть зарегистрировано в течение трех дней с момента поступления;
- в течение 30 дней со дня регистрации обращение должно быть рассмотрено. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на это лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Необходимо также обратить внимание на то, что сроки исчисляются в календарных днях, а не рабочих.
В случае нарушения порядка рассмотрения обращения граждан предусмотрена административная ответственности по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
23.08.2019
Кто может забирать ребенка из детского сада?
Забирать ребенка из детского сада имеют право родители, а если над ребенком установлена опека или попечительство - опекуны и попечители, которые являются законными представителями несовершеннолетнего и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми лицами без специальных полномочий (п. 1 ст. 64 СК РФ; п. п. 1, 2 ст. 31 ГК РФ).
Перечень лиц, которые вправе забирать ребенка из детского сада, кроме его законных представителей, законодательно не установлен.
Вместе с тем возможность доверить такое право иным лицам может быть предусмотрена локальными нормативными актами образовательной организации (детского сада), а также договором об образовании, заключенным с законным представителем ребенка (ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 28, ч. 5 ст. 44, ст. 54 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
При наличии указанной возможности образовательная организация может попросить законного представителя ребенка представить список лиц, которым разрешается забирать ребенка.
Кроме того, представление интересов законного представителя может осуществляться другим лицом, полномочия которого подтверждаются нотариальной доверенностью (ст. ст. 185, 185.1 ГК РФ).
02.08.2019
Ответственность за невыполнение требований прокурора
Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В соответствии с ст. 21 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" установлен предмет надзора прокурора за исполнением законов, в том числе органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. При этом закон не содержит исчерпывающий перечень источников такой информации.
В силу ст. 22 указанного Закона прокурор вправе, в том числе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Согласно ст. 6 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
Санкция статьи 17.7 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей; на должностных лиц - от 2000 до 3000 рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
13.09.2019
Женщинам, работающим в сельской местности, предоставлены дополнительные гарантии
Федеральным законом от 12.11.2019 № 372-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, предоставляющие дополнительные гарантии женщинам, работающим в сельской местности.
Так, согласно ст. 261.1 ТК РФ они имеют право на:
предоставление по их письменному заявлению одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения заработной платы;
установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе;
установление оплаты труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части.
Указанные изменения вступили в силу 23 ноября 2019 г.
25.11.2019
Надо ли платить за рабочие тетради в школе?
Образовательные организации с учетом установленных требований самостоятельно определяют список учебников и учебных пособий и допускают их к использованию. Материалы предоставляются ученикам бесплатно.
Что касается рабочих тетрадей, то вопрос обеспечения обучающихся ими также относится к компетенции школ.
Если школа включает конкретную рабочую тетрадь в список, который утверждается приказом директора, то возникают правовые основания для их закупки за бюджетные средства.
Учитель может рекомендовать рабочие тетради, не включенные в список, для домашнего самостоятельного использования, однако их нельзя применять при реализации образовательных программ.
25.10.2019
Правительством Российской Федерации приняты новые требования к антитеррористической защищённости ряда объектов
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одной из организационных основ противодействия терроризму является установление Правительством Российской Федерации обязательных для выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
В соответствии с указанными требованиями утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций (постановление Правительства РФ от 05.09.2019 № 1165), требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и подведомственных ей организаций (постановление Правительства РФ от 24.09.2019 № 1243), требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, его территориальных органов и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 07.11.2019 № 1421).
Указанными нормативными документами установлена процедура категоризации и паспортизации объектов (территорий) в зависимости от опасности террористических угроз, требования к антитеррористической защищённости в соответствии с установленной категорией, определены уполномоченные органы и формы паспорта безопасности этих объектов.
Также внесены изменения в требования к антитеррористической защищенности объектов спорта, согласно которым одной из мер противодействия терроризму на таких объектах установлено выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объектах спорта токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении с использованием почтовых отправлений (постановление Правительства РФ от 09.11.2019 № 1434).
22.11.2019
В чем различие между террористической и экстремистской деятельностью
Террористическая деятельность это деятельность, которая включает в себя: организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности (ФЗ №35 «О противодействии терроризму»).
В свою очередь экстремистская деятельность, направлена, прежде всего, на публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни (ФЗ №144 «О противодействии экстремисткой деятельности»).
Таким образом, и террористическая, и экстремистская деятельность направлены на нарушение прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.
27.09.2019
За воспрепятствование оказанию медицинской помощи введена уголовная ответственность
Федеральным законом от 26.07.2019 N 206-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части защиты жизни и здоровья пациентов и медицинских работников.
Теперь за попытку помешать медработникам выполнять свои профессиональные обязанности можно сесть в тюрьму.
Так, Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 124.1 Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента, нарушитель может лишиться свободы сроком до двух лет, если же больной скончался, то срок увеличивается до четырех лет лишения свободы.
Таким образом, любое причинение вреда медработнику будет рассматриваться через призму профессиональной деятельности.
То есть, напал на медработника - он не смог оказать помощь больному.
Водители, которые не пропускают машину «скорой помощи», теперь наказываются штрафом в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишением права управления транспортным средством на срок от 3-х месяцев до 1 года.
16.08.2019
Меры по предупреждению коррупции для юридических лиц
В силу ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.
В целях активизации этого процесса с 1 января 2013 года действует статья 13.3. названного Федерального закона, устанавливающая обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции. Эта обязанность распространяется на все организации (юридические лица) независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы и штатной численности, то есть не только на государственные и муниципальные учреждения и предприятия, но и на акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, иные коммерческие и общественные организации.
В ч. 2 ст. 13.3 названного Федерального закона содержится примерный перечень мер по предупреждению коррупции, которые могут приниматься в организации, в том числе: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Для формирования единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.
Так, организациям предлагается закрепить в едином документе, с названием «Антикоррупционная политика (наименование организации)» сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике. Рекомендации содержат как алгоритм разработки данного документа, так и предложения по его содержанию и последующему исполнению.
Кроме того, Методические рекомендации содержат большое количество справочной информации по вопросам противодействия коррупции, в том числе: сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений; нормативные правовые акты зарубежных государств по вопросам противодействия коррупции, имеющие экстерриториальное действие; обзор типовых ситуаций конфликта интересов; типовую декларацию конфликта интересов, антикоррупционная хартия российского бизнеса.
23.07.2019
Запрет на распространение сведений о потенциально опасных психоактивных веществах
Федеральным законом РФ от 01.05.2019 № 89-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 7 Федерального закона РФ «О рекламе» установлен запрет на распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения, в том числе новых потенциально опасных психоактивных веществ, пропаганда каких-либо преимуществ использования новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также их реклама.
В соответствии со ст. 1, ч. 1 ст. 2.2 Федерального закона РФ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» новые потенциально опасные психоактивные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен.
В указанный Реестр включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.
Потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил новые потенциально опасные психоактивные вещества, влечет наложение административного штрафа в размере до 5 000 рублей или административный арест на срок до 15 суток (статья 6.9 КоАП РФ).
Незаконные производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, наказываются штрафом в размере до 30 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х месяцев либо ограничением свободы на срок до 2-х лет (статья 234.1 УК РФ).
24.07.2019
С 01 октября 2019 года представлять интересы граждан в судах при рассмотрении гражданских дел могут исключительно квалифицированные юристы
Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ внесены изменения в Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации.
В числе важных - изменения о лицах уполномоченных осуществлять представительство в судах по гражданским делам.
Так, если ранее согласно ст. 49 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации по общему правилу представителями в суде могли быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, то с 01 октября 2019 года представителями во всех судах кроме районного и мирового помимо обладания надлежащим образом оформленных полномочий могут выступать исключительно адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
При этом адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия. Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, а, также документы о своем высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности.
Указанные требования не распространяются на законных представителей, а также руководителей организаций осуществляющих представительство интересов своей организации в суде.
31.10.2019
Что делать, если произошел залив квартиры?
Частым случаем аварии является залив квартиры с верхнего этажа. При этом повреждения могут получить как элементы обустройства самого жилища - стены, потолки, полы, электропроводка, так и предметы, находящиеся в квартире - мебель, аппаратура, книги и т.п.
В том случае, если в квартире - источнике затопления - жильцы отсутствуют длительное время и связаться с ними не удается, иногда приходится прибегнуть к вскрытию квартиры при участии полиции, аварийных служб, соседей, свидетелей и пр. После выявления и устранения причин аварии составляется акт, после чего квартира закрывается и принимаются меры к предотвращению доступа в нее посторонних.
В помещениях, пострадавших от залива, в максимально короткие сроки (1-2 дня) проводится обследование для определения размеров ущерба. В состав комиссии по обследованию включаются представители коммунальных служб, управляющих организаций, собственник пострадавшей квартиры, а также по возможности предполагаемый виновник и свидетели, соседи. По результатам обследования составляется акт, в котором перечисляются повреждения жилища и обстановки. Акт подписывают все участники осмотра.
Чаще всего виновником затопления оказывается собственник верхней квартиры либо исполнитель коммунальных услуг. В последнем случае не исключена ситуация, когда виновник либо уклоняется от проведения обследования, либо затягивает его проведение.
В таком случае пострадавший может организовать обследование и составить акт самостоятельно с участием не менее 2 свидетелей - соседей. При этом управляющую компанию следует в обязательном порядке письменно пригласить для участия в обследовании с уведомлением о вручении приглашения.
После составления и подписания акта пострадавшая сторона проводит оценку материального ущерба. Оценку может проводить независимый оценщик либо представитель коммунальных служб. Пострадавший может предъявить оценщику договоры и калькуляции от ремонтных организаций, чеки из магазинов, прайс-листы и пр. После проведения оценки размеров ущерба пострадавший может обратиться с требованием о возмещении к причинителю вреда.
По закону причинитель вреда в соответствии со ст. 1064 ГК РФ обязан возместить его в полном объеме. Он может быть освобожден от возмещения в том случае, если докажет, что его вина отсутствует. Например, ему придется доказывать, что в сложившихся условиях он не предвидел и не мог предвидеть и предотвратить аварии при той степени заботливости и осмотрительности, которая обычно требуется в подобных условиях. В силу ст. 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания этого имущества. Это означает, в частности, что он обязан поддерживать его в исправном и безопасном состоянии.
18.09.2019
Разработаны методические указания по установлению порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 № 1180 «Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев» для органов государственной власти субъектов РФ утверждены методические указания по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
В порядок включаются положения, регулирующие проведение следующих мероприятий: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка и передача в приюты для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам; возврат содержавшихся в приютах животных без владельцев на прежние места обитания.
В качестве исполнителей указанных мероприятий могут привлекаться юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядком должны регламентироваться действия таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с животными без владельцев, устанавливаться требования к используемым ими способам отлова животных, требования к автотранспортным средствам, в которых осуществляется транспортировка животных, включая требования к оснащению автотранспортных средств специальными техническими приспособлениями, обеспечивающими безопасность людей и гуманное обращение с животными, питьевой водой для животных, аптечкой для оказания экстренной помощи человеку, а также к размещению на автотранспортном средстве, в котором осуществляется транспортировка животных без владельцев, надписи, содержащей сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе.
В порядке также определяются условия транспортировки животных без владельцев, в том числе максимальное количество перевозимых в автотранспортном средстве животных без владельцев, предельное время и расстояние их транспортировки от места отлова, условия транспортировки животных разных видов, а также сроки передачи животных без владельцев в приюты с момента отлова.
Документ вступил в силу 24.09.2019.
23.10.2019
Кто отвечает за радиаторы отопления в квартире
В многоквартирном доме собственники квартир владеют на праве общей долевой собственности общими помещениями дома, несущими конструкциями дома, механическим, электрическим, санитарно-техническим и иным оборудованием за пределами квартиры. К общему имуществу относится также имущество, находящееся внутри квартиры, но обслуживающее более одной квартиры. Собственники совместно несут бремя содержания этого имущества.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Элементы имущества (радиаторы), находящиеся в квартире, обслуживают только эту квартиру и могут без ущерба для всей внутридомовой системы отопления быть демонтированы (в случае демонтажа до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков). Поэтому обогревающие элементы и санитарно-техническое оборудование, находящиеся внутри квартир, не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, что подтвердил и Верховный Суд РФ в своем Определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 ноября 2009 г. N0909-547.
В состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.).
Это значит, что управляющая компания (или ТСЖ) не несет обязанности перед собственником по замене вышедшего из строя в принадлежащем ему жилом помещении обогревающего элемента (радиатора).
02.10.2019
До 15 рабочих дней сокращен срок оплаты по договорам с субъектами малого и среднего предпринимательства при закупках по Закону N 223-ФЗ
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2019 N 1205 внесены изменения в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352.
Согласно изменениям с 30 календарных дней до 15 рабочих дней сокращен срок оплаты поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг по договору, заключенному с участником закупки, являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП).
Речь идет о закупках, в которых:
- в качестве участников закупки выступали любые лица, в том числе СМСП;
- участниками закупки выступали только СМСП;
- СМСП должны быть привлечены к исполнению договора в качестве субподрядчиков (соисполнителей).
12.11.2019
При ликвидации аварии самовольный доступ работников аварийных служб в квартиру без ведома жильцов путем вскрытия дверей является незаконным
В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В развитие указанного конституционного положения статьей 3 Жилищного кодекса РФ закреплено правило о том, что никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных данным Кодексом целях и в предусмотренных федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая на основании судебного решения.
Согласно ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, также предусмотрена обязанность собственника жилого помещения допускать в заранее согласованное время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя коммунальных услуг (в том числе работников аварийных служб) для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Таким образом, Жилищный кодекс РФ не предусматривает возможность проникновения в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц независимо от законности оснований проживания в жилом помещении при отсутствии судебного решения.
На основании изложенного, в случае возникновения экстренной необходимости устранения коммунальной аварии на внутридомовых сетях в жилом помещении обслуживающие организации обязаны предпринять все возможные меры к уведомлению собственника о необходимости обеспечить доступ в жилое помещение. В случае объективной невозможности получения согласия собственника, доступ в квартиру возможен исключительно на основании судебного решения.
09.07.2019
Принят закон о запрете коллекторам взыскивать с граждан долги по ЖКХ
С 26 июля 2019 года вступил в действие федеральный закон от 26.07.2019 г. N 214-ФЗ, которым внесены изменения в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Закон направлен на устранение коллизии норм и конкретизацию гарантии защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путем передачи таких полномочий коллекторам, а также иным непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг.
С указанной даты право взыскивать долги по ЖКХ остается только у профессиональных участников рынка жилищно-коммунальных услуг, таких как управляющая организация, ТСЖ, жилищный кооператив или ресурсоснабжающая организация.
Ранее законодательство допускало передачу коллекторам права взимания долгов по ЖКУ и вопрос о выведении коллекторов из сферы жилищных правоотношений был решен в законодательстве не в полной мере, что создавало возможности для нарушения прав граждан.
22.08.2019